Site menu:

Краткое содержание журнала

1967 год
В данном журнале размещены статьи, посвященные историческим событиям в области науки, представлены тесты для знатаков, викторины

Географическая летопись

ВЫСОКОГОРНЫЙ ФОРПОСТ НАУКИ

 

Н 20-летию

Тянь-шаньсной физико-географической станции

В. Маркин

Комплексное, целостное познание природы, все явления и процессы которой неразрывно связаны, невозможно без стационарных исследований. И вот 20 лет тому назад, в 1947 г., начал работать первый в Советском Союзе географический стационар — Тянь- шаньская физико-географическая станция. Ее организацию возглавил один из ведущих советских гляциологов член-корреспондент АН СССР Григорий Александрович Авсюк, который справедливо заметил, что «Именно в горах современные природные процессы проявляются наиболее ярко и многообразно, и их взаимодействие выражено особенно резко».

В долине Большой Красной реки (Чон-Кызылсу), вблизи верхней границы леса, образованного здесь уникальной тянь-шаньской елью, было построено здание станции. У ближайших ледников Карабаткака и Ашутора, на высоте 3500—3600 м, возникли домики гляциологов, которые начали здесь вести круглогодичные наблюдения. Московские географы—специалисты в различных областях — с энтузиазмом взялись за работу. На первом этапе основное внимание было уделено изучению современной геоморфологической деятельности. Но развивались и другие направления — геоботаническое, зоогеографическое, почвенно-геохиt="on">4000 метров. Повернуть влево — значит попасть в самый центр циклона. Лететь напрямик тоже невозможно. Перевалить через облачную стену не удастся — слишком высоко. Чкалов принимает единственное разумное решение: «Свернем резко вправо, к побережью Тихого океана». Конечно, это сократит запас горючего на несколько летных часов, но другого выхода нет.

Уже третьи сутки экипаж в пути. Приходится лететь на высоте 6000 метров без кислорода: тяжело, но живительного газа осталось в обрез. Все быстро устают. У Байдукова потемнело в глазах, он медленно вдыхает кислород... Чкалов сильно побледнел, из носа хлынула кровь, но ему удалось остановить кровотечение и надеть кислородную маску. А вскоре Беляков пишет на клочке бумаги всего два слова: «Кислород кончился». Только через час — мучительный час — они смогли снизиться до 4000 метров!

Краснокрылый самолет вышел к Тихому океану. То была первая ночь экипажа в полете; до этого они вели АНТ-25 в условиях полярного дня. Уже близко граница между Канадой и США. А горючего в запасе не более чем на шесть часов. Вот какую беду принесли прожорливые циклены! «Прошли Сиэтл», — передает Беляков. Они уже больше 60 часов в воздухе...

Было раннее утро, когда все радиостанции США, прервав программные передачи, возвестили: «Русские пилоты приземлились близ Портланда, на аэродроме Ванкувер, в штате Уошингтон. Советский самолет находился в воздухе 63 с половиной часа и прошел только над льдами и океанами около 6 тысяч километров. Воздушный путь между Европой и США открыт!»

А мировой рекорд дальности? Он достался последователям чкаловского экипажа — советским пилотам Михаилу Громову, Андрею Юмашеву и Сергею Данилину. Следуя по маршруту Чкалова, они на другом АНТ-25 в июле того же 1937 года пролетели без посадки из Москвы через полюс в Южную Калифорнию, одолев более 10 300 километров. Рекордом дальности завладела советская авиация.

 

[1]
Оглавление