Научно познавательный журнал, издан в 1967 г
1967 год
В данном журнале размещены статьи, посвященные историческим событиям в области науки, представлены тесты для знатаков, викторины
Л. Эйюбов Баку
Почти каждый, кто приезжает теперь в столицу Азербайджана, питает надежду побывать на Нефтяных Камнях, в уникальном городе, построенном на эстакадах в открытом море.
Глубина моря под городом достигает от 6 до 26 м. Состоят Нефтяные Камни из двух жилых поселков; в городе есть Дворец культуры, кинотеатр, магазины, столовые, поликлиника и другие культурные и бытовые учреждения и даже свои учебные заведения: филиалы азербайджанского института нефти и химии имени Азизбекова, Бакинского вечернего нефтяного техникума. Нефтяные промыслы и городское хозяйство обеспечиваются энергией от паротурбинной электростанции, сооруженной на насыпном участке и работающей на нефтяном газе. Узкоколейная железная дорога и автобусы связывают между собой
районы этого своеобразного города.
Морские месторождения нефти на Нефтяных Камнях открыты в 1949 г. при бурении первой же разведочной скважины. Стальные основания и связывающие их эстакады начали сооружаться в 1961 г. Сейчас в Каспийском море более 250 км эстакад и приэстакадных площадок, из которых около 150 км
приходится на долю Нефтяных Камней.
Нельзя не поразиться, как работают отважные добытчики нефти в непогоду. Капризное море при сильном хазри — северном ветре — становится неудержимым. Огромные волны швыряют большие морские суда как спичечные коробки. В отдельные дни высота волн достигает 5—6 м и ходить по эстакадам становится опасно. Море напоминает в это время огромную чашу, наполненную кипящей водой, которая
часто затопляет улицы на эстакадах.
...Добыча нефти ни на минуту не останавливается, автоматические устройства обеспечивают бесперебойную работу нефтяных скважин. Иногда в дни продолжительных сильных ветров перевозку нефти приходится продолжать и в штормовую погоду. В такие дни поистине героическую работу выполняют
экипажи танкеров.
Трудные проблемы решают ученые-нефтяники, буровики и строители морских сооружений. Современная техника морского бурения позволяет бурить скважины под слоем воды пока до 30—40 м. Но это не предел: намечено освоить глубины до 60—100 м.
Освоение богатств Каспийского моря идет в настоящее время усиленными темпами. В открытом море создаются эстакады, резервуары, нефтепроводы, газопроводы, водоочистительные установки, электрические, насосные, компрессорные станции, жилые поселки, пристани.
Можно подумать, что огромные капиталовложения на строительство города, гидротехнических сооружений значительно удорожают себестоимость нефти и газа. Но это не так: благодаря применению прогрессивной технологии эксплуатации месторождений в море, себестоимость одной тонны «черного золота», добытого под дном Каспия, в полтора-два раза ниже себестоимости нефти по республике.