Site menu:

Краткое содержание журнала

1967 год
В данном журнале размещены статьи, посвященные историческим событиям в области науки, представлены тесты для знатаков, викторины

Географическая летопись

ХРАНИЛИЩА В НЕДРАХ ЗЕМЛИ

 

Трубопроводный транспорт на шей страны развивается быстрыми темпами. Сооружены и «великая| артерия дружбы»— нефтепровод из СССР в братские страны социализма, и густая сеть нефтепроводов в европейской части СССР, и крупнейший газопровод Бухара — Урал, и многие другие магистрали, подающие в наши города нефть и природный газ (подробно о них рассказывается в очерках «Трасса дружбы» в «Земля и люди. 1965» и «Газли—Урал» в «Земля и люди. 1966»).

Современный газопровод очень сложное сооружение, в которое вложены десятки миллионов рублей. Главное условие его рациональной работы — полная, постоянная загрузка. Однако это не всегда возможно. Так, крупному промышленному центру зимой горючего газа нужно гораздо больше, чем летом, когда отпадает надобность в отоплении, когда его меньше расходуют и в быту. Если бы магистральные газопроводы СССР круглый год работали на полную мощность, по ним можно было бы подавать дополнительно около 8 млрд. куб. м топлива.

Как же сохранить до зимы такое большое количество газа? Можно строить огромные стальные резервуары, но это очень дорого. Ученые нашли другой выход. В Куйбышевской, Саратовской и Оренбургской областях для хранения газа используют подземные пустоты, оставшиеся на месте выработанных нефтяных и газовых месторождений. Там же, где таких пустот нет, можно хранить газ, закачивая его в водоносные пласты. В Подмосковье на глубине около 900 м. Уже созданы такие подземные хранилища, сооружаются они и вблизи некоторых других больших городов.

 

Белорусская нефть

Весенний день 13 апреля 1965 г. стал для республики историческим: пошла белорусская нефть. Долог и тернист был ее путь от первых буровых до мощного нефтяного фонтана. Первые буровые не вскрыли нефтеносные слои, и республика долгое время слыла в этом отношении почти бесперспективной. Только в послевоенные годы, когда геологи и геофизики разработали новые методы поиска и пополнили свои арсеналы современнейшими машинами, им удалось проникнуть в подземные тайники Белоруссии.

Найти нефть и проложить ей дорогу на поверхность помогло и сейсмическое прощупывание земных слоев, и советские турбобуры — самые лучшие в мире. И вот, наконец, удача: на глубине около 2 км, в девонских отложениях, найдена нефть. Но радость оказалась преждевременной, изыскателей ждал неприятный сюрприз. Пробуренные в местах, указанных геофизиками, скважины оставались безжизненными. Нефть не шла. Неужели ошиблись сейсмографы?

Нет, «виновником» оказались особенности залегания белорусской нефти. Выяснилось, что она располагается весьма оригинально: пласты нефти чередуются здесь с пластами соли, И когда глинистый раствор, используемый в буровой технике, соприкасался с солью, он закупоривал нефтяной пласт. Но вот позади и этот барьер, и теперь можно уже дать адрес белорусской нефти: юг республики, Полесье.

Открытые там Речицкое и Осташковическое, не позднее и Шатиловское месторождения приобщили Белоруссию к нефтеносным районам страны. Месторождения отличаются высоким дебитом: 400 куб. м в сутки, а Осташковическая скважина дает до 1000 куб. м в сутки. Нефть очень высокого качества: в ней содержится 35% бензиновых фракций, мало серы.

У белорусской нефти большое будущее. Она найдена в хорошо обжитом районе, имеющем отличные транспортные пути и близкого потребителя. Два-три рубля будет стоить тонна добытой здесь нефти: это дешевле, чем нефть Северного Кавказа, Узбекистана, Казахстана и даже некоторых районов Поволжья.

Сейчас действует несколько скважин. К 1970 г

[1]2
Оглавление