Site menu:

Краткое содержание журнала

1967 год
В данном журнале размещены статьи, посвященные историческим событиям в области науки, представлены тесты для знатаков, викторины

Географическая летопись

ПЕРВЫЙ ТРАНСПОРТНЫЙ РЕЙС

преходилось. Но самолет вдруг вошел в стену густого тумана, и через не сколько минут лобовые части машины покрылись льдом, снова затрясся мотор. И опять выручил антиобледенитель Дан полный газ, самолет медленно набирает высоту. Альтиметр показывает 4150, и машина выскакивает из серой облачной мглы под солнце... Придется экономить жидкость, уже не раз выручавщую в борьбе со льдом; очень аккуратно надо расходовать и кислород, ведь неведомо, какие неприятности подготовила Арктика...

Миновали Землю Франца-Иосифа, а на двадцать восьмом часу полета Беляков передал в штаб перелета: «Перевалили полюс — льды открыты — белые ледяные поля с трещинами и разводьями — настроение бодрое». Первая часть задачи решена. Что ожидает их дальше? Впереди знакомое зрелище облачного моря, забираться туда крайне рискованно. Высота нарастает — так можно избежать обледенения... Уже 5700 метров... Без кислорода невозможно обойтись... Как он прибавляет бодрости!

Самолет приближается к облачной стене, высота ее почти 7 километров. Температура снизилась до 30 градусов. Попытались обойти опасную стену, но пришлось вернуться на прежний курс. Самолет врезается в очередную облачную гору. Но и при тридцатиградусном морозе на машине возникает сантиметровая ледяная корка. Решено снижаться; быть может, этот маневр избавит от тумана. Действительно, на высоте 3000 метров облачность исчезла. Видна какая-то земля. Беляков определяет по солнцу координаты: «Под нами остров Бенкса». Экипаж достиг американской Арктики.

Чкалов поглядывает на мешки с продуктами: за сорок часов экипаж только один раз слегка утолил голод — съели по кусочку курицы, выпили немного кофе. Но у командира пропал аппетит. Он и Байдуков через каждые несколько часов сменяются у штурвала. Оба заметно Устали, а впереди еще около суток Пути. Беляков неотступно занят штурманскими делами, радиосвязью с Москвой, определениями, расчета- ми. Вот он передает друзьям: «Миповали залив Амундсена, мыс Пирс-Пойнт». Наконец-то! АНТ-25 летит над Американским континентом!

Байдуков берется за ключ передатчика, медленно отстукивает... «Всем... Москва... Штабу перелета... Понимаем, как вы беспокоитесь. Но поймите и нас: полет проходит четко, но не так просто. Тяжких часов было немало. Над Канадой пока ясно и тихо. Трудное побороли, рады, что в основном уже решили задание...»

Они летят над Большим Медвежьим озером. Показалась извилистая лента реки Макензи, самой большой на американском Севере. Им вспоминаются рассказы Джека Лондона... Хорошо бы добраться до родных мест писателя — до Сан-Франциско. Но хватит ли горючего? Пожалуй, можно дотянуть, если только не встретится очередная западня...

Внезапно погода ухудшилась, появились огромные скопища облаков. АНТ-25 опять лезет вверх. Обширный циклон еще раз преградил путь. Как избежать , его? Снижаться нельзя: в районе Скалистых гор, где они летят, вершины поднимаются до 4000 метров. Повернуть влево — значит попасть в самый центр циклона. Лететь напрямик тоже невозможно. Перевалить через облачную стену не удастся — слишком высоко. Чкалов принимает единственное разумное решение: «Свернем резко вправо, к побережью Тихого океана». Конечно, это сократит запас горючего на несколько летных часов, но другого выхода нет.

Уже третьи сутки экипаж в пути. Приходится лететь на высоте 6000 метров без кислорода: тяжело, но живительного газа осталось в обрез. Все быстро устают. У Байдукова потемнело в глазах, он медленно вдыхает кислород... Чкалов сильно побледнел, из носа хлынула кровь, но ему удалось остановить кровотечение и надеть кислородную маску. А вскоре Беляков пишет на клочке бумаги всего два слова: «Кислород кончился». Только через час — мучительный час — они смогли снизиться до

1[2]3
Оглавление