Site menu:

Краткое содержание журнала

1967 год
В данном журнале размещены статьи, посвященные историческим событиям в области науки, представлены тесты для знатаков, викторины

Географическая летопись

ПЕРВЫЙ ТРАНСПОРТНЫЙ РЕЙС

 

В начале тридцатых годов мировую прессу обошла весть: русские авиастроители создали самолет, не имеющий равного себе. Назвали его именем автора проекта А. Н. Туполева — АНТ-25. Полетный вес машины превышал одиннадцать с четвертью тонн; более половины нагрузки составляло горючее, размещенное в крыльях с огромным размахом —34 метра. Эту громадину «тянул» только один мотор мощностью 940 сил.

Летом 1934 года пилот М. М. Громов в одном из испытаний провел на АНТ-25 в воздухе без посадки 75 часов, пройдя по замкнутой кривой 12 411 километров. Невиданная дальность! Однако скорость самолета была даже по тому времени невелика. Летчик-испытатель Георгий Байдуков обратился к своему давнему другу Валерию Чкалову с предложением принять командование АНТ-25 для дальнего перелета, о котором мечтали и они оба, и штурман Александр Беляков. Чкалов согласился, но «...когда я сказал Валерию, — вспоминает Байдуков, — что на высоте 4—5 километров скорость самолета составляет лишь 167 километров в час, Чкалов так зло взглянул на меня, будто я подсунул ему фальшивые деньги».

Началась долгая тренировка. Маршрутов для дальнего перелета было не так уж много: на протяжении десяти лет пилоты Франции, Италии, Англии, США, Германии боролись за мировой рекорд дальности, их воздушные трассы пересекли в разных направлениях земной шар. В 1933 году французы Кодос и Росси перелетели из Нью-Йорка в Дамаск 9104 километра по прямой, и уже три года этот рекорд оставался непревзойденным. Куда же полетит АНТ-25? Экипаж не считал первостепенной задачей перекрыть рекорд французов, но готовился и к этому. Всех трех необычайно привлекала перспектива пролететь из Москвы через Северный полюс на американский Запад. Но для начала решено было лететь из Москвы на Дальний Восток через Арктику.

В июле 1936 года АНТ-25 полетел на север: Москва — Земля Франца-Иосифа — Северная Земля — Якутия — северная часть Охотского моря. Достигнув Петропавловска-Камчатского, самолет взял курс над бурным Охотским морем к устью Амура, а затем на Хабаровск. Погода резко ухудшилась, видимость падала. На высоте самолету грозило обледенение, пришлось лететь над самым морем; приближались грозные, но скрытые в тумане прибрежные скалы материка... Через 56 часов 20 минут после старта Чкалов посадил АНТ-25 на берегу маленького острова Удд (впоследствии названного его именем), неподалеку от Сахалина. Самолет прошел более 9 тысяч километров. «Генеральная репетиция» трансполярного перелета в США удалась. Экипаж почти закончил подготовку к воздушному рейсу на американский Запад, когда в Арктике произошло важное событие: в мае 1937 года четыре самолета советской экспедиции под начальством О. Ю. Шмидта опустились в центре Полярного бассейна и основали первую в истории дрейфующую станцию «Северный полюс». На плавучей льдине остались четверо исследователей. Теперь на пути чкаловского экипажа над Арктикой, примерно в 900 километрах севернее Земли Франца-Иосифа, появился научный городок; четыре раза в сутки отсюда передавали сведения о погоде.

С твердой уверенностью в успехе Чкалов, Байдуков и Беляков на рассвете 18 июня 1937 года взлетели с подмосковного аэродрома, и весь мир с волнением стал следить за небывалым рейсом. Долгие часы экипажу пришлось бороться с непогодой, обходить глубокие циклоны, теряя драгоценное горючее. Уже на девятом часу полета на стеклах № крыльях появился ледок, мотор слегка затрясся. С помощью жидкости, очищающей от льда, удалось устранить первую угрозу.

Над Баренцевым морем темпера тура упала до 24 градусов; обледенения при таком морозе ждать не

[1]23
Оглавление