Site menu:

Краткое содержание журнала

1967 год
В данном журнале размещены статьи, посвященные историческим событиям в области науки, представлены тесты для знатаков, викторины

Географическая летопись

ВЕЧНО МОЛОДОЕ ИСКУССТВО

мастеров. В каждом художественном мастерстве существуют преемственность, традиционность тем, способов обработки материала, художественных решений. Все это вырабатывалось на протяжении долгих лет, передавалось, как эстафета, от отца к сыну. И естественно, что отбиралось лишь самое лучшее, выразительное, наиболее зрительно впечатляющее. Вот почему народному декоративному искусству присущи такая изобразительная сила, законченность форм, гармония красок. В царской России народные мастера жили и работали в тяжелых условиях. Плоды их вдохновенного труда скупались кулаками-предпринимателями за бесценок, как обычный ремесленный товар: предпринимателю не было никакого дела до авторов этих удивительных произведений.

Только после Великого Октября положение изменилось. Уже в первые годы Советской власти были изданы законы, которые помогли улучшить экономическое положение промыслов, условия труда мастеров, укрепить производственную кооперацию; открылись школы профессионально-технического образования. Часто стали устраиваться выставки произведений народных умельцев. Был организован Научно-исследовательский институт художественных промыслов. Он помогает совершенствовать технологию производства, направляет работу народных мастеров.

Очень показательна история промысла в селе Федоскине под Москвой, возникшем более ста пятидесяти лет назад. В начале XIX века купец П. Коробов организовал здесь производство лакированных козырьков, позднее мастерская перешла во владение Т. Лукутина. Здесь начинают делать табакерки, ларцы, шкатулки из папье-маше, украшать их тонким ажурным орнаментом, миниатюрами в древнерусском

стиле.

Особенно славились блестящие черные шкатулки, на крышке которых федоскинские мастера создавали подлинные произведения искусства. Шкатулки расходились по всей России, очень ценились за границей. В середине прошлого века промысел достиг наибольшего расцвета, но затем он пришел в упадок.

Лишь после Великого Октября были созданы все условия для раскрытия богатейших творческих возможностей талантливых мастеров Федоскина. В начале тридцатых годов здесь, как и на многих других промыслах нашей страны, организовали художественную школу. Коллектив вобрал в себя все лучшее, что было накоплено за предшествующие годы, творчески продолжает и умножает сложившиеся издавна традиции.

Если до революции наиболее ходовыми сюжетами рисунков на «лукутинских» шкатулках были «Тройки» и «Чаепития», то теперь раскрываются темы из жизни советского народа. Многие произведения воссоздают образ В. И. Ленина, большое впечатление производит настольный экран «В космос». На многих изделиях федоскинцев воспроизводятся работы русских художников: Крамского, Саврасова, Айвазовского и других. Необычна судьба художественных мастерских в Палехе, Мстере, Холуе. Здесь жили потомственные иконописцы, досконально знавшие все стили и манеры того или иного «пошиба» иконописного письма. После революции иконописцы, или, как их называли, «богомазы», оказались не у дел. Но они обладали огромным художественным опытом. Поэтому-то прежние «богомазы» пошли на выучку в село-академию Федоскино, чтобы перенять опыт миниатюрной живописи. Теперь художники Палеха, Мстеры, Холуя все свое мастерство отдают советскому народу. Открытый яркий цвет, филигранность письма, ритмика линий получили совсем иную жизнь. Чарующая красота изделий сочетает лучшие традиции с новаторским осмыслением

темы.

* * *

Народные мастера расписывают и металлические изделия. Вот, уже около полутора веков в соседнем с Федоскиным селе Жёстове существует своеобразный промысел — роспись цветами железных лакированных подносов. Это настоящее «железное цветение»: художники «раскидывают» на подносе красочные букеты ирисов, тюльпанов, роз; иной раз изображают целые сцены из колхозной жизни.

В XVII—XVIII веках на территории нашей страны сложились художественные промыслы черни по серебру. В Великом Устюге и

1[2]345
Оглавление