Site menu:

Краткое содержание журнала

1967 год
В данном журнале размещены статьи, посвященные историческим событиям в области науки, представлены тесты для знатаков, викторины

Географическая летопись

ВЕЧНО МОЛОДОЕ ИСКУССТВО

. Среди них особенно выделяются оригинальностью и декоративной выразительностью своеобразные скульптурные сосуды города Скопина (Рязанская область). Сказочность, причудливость образа, сложность силуэта, глубокий цвет глазури делали эти изделия уникальными. Сейчас в Скопине кроме интереснейших по форме и раскраске кувшинов, ваз делают и декоративную скульптуру. Подобные же изделия выпускают украинские мастера.

Очень своеобразна знаменитая вятская, или дымковская, керамическая игрушка, история изготовления которой теряется в глубине веков. В Вятке каждый год бывала ярмарка, которую называли свистуньей: здесь продавалось множество свистулек, берестяных дудок. Мастера глиняных игрушек, жившие в слободе Дымково, привозили яркие по трактовке изделия: различных «барынь», «всадников». Теперь это уже не игрушки для детей, а декоративная скульптура.

Специфически национальный характер имеет керамика дагестанского села Балхар. Это производство существует более пяти веков. Балхарская керамика четко сочетает архитектурную стройность формы со скульптурной объемностью. Издавна существует керамический промысел в Прейльском районе, Латвийской ССР. Это так называемая латгальская керамика, обладающая богатой пластикой. Много интересного в керамике Грузии, Узбекистана, Молдавии, Армении, Азербайджана. Народные мастера умело используют традиционные приемы, обогащают и развивают художественное наследие прошлого.

* * *

 Народное декоративное искусство имеет глубоко реалистическую основу. Все изображаемое подсмотрено в природе, реальной жизни. Это относится и к орнаменту — одному из основных изобразительных средств в народном искусстве. Географическая среда, особенности быта народа определяют и характер орнамента. В нем всегда можно распознать или ритм волн, или затейливые узоры листвы, трав, цветов, или извилистые линии песчаных барханов... Орнамент нигде, пожалуй, так широко не применяется, как в ковроделии. Ковер — любимая и просто необходимая вещь у многих народов. Это и постель, и стол, и переметная сума. Искусство ковроделия раньше всего развилось в районах скотоводства с их богатыми ресурсами шерсти. Это в первую очередь относится к Средней Азии и Казахстану. Мастерство ковроделия за многие века достигло здесь больших высот.

В 1936 году в Алма-Ате была организована артель «Ковровщик». Она выпускает сюжетно-орнаментальные ковры массового производства и изделия уникального характера. Здесь используются яркие тона. Ковры создаются как по рисункам художников-профессионалов, так и народных мастеров. Раньше орнамент был основным и единственным мотивом в народном искусстве Казахстана. Догматы ислама запрещали изображать живые существа. Теперь тематика гораздо разнообразнее. Появились сюжетные ковры, ковры-портреты и т. д. Это относится и к знаменитым туркменским и другим коврам. Особенно оригинальны дагестанские ковры. Дагестан — крупнейший их производитель, он поставляет свою продукцию и на международный рынок.

Характерная черта русских ковровых узоров — ярко выраженный цветочный или геометрический орнамент. Украинские народные ковры отличает стилизованный ритмический узор, расположенный по фону в шахматном порядке, а также единая орнаментальная тема, занимающая всю поверхность ковра.

В многочисленных артелях промысловой кооперации Советского Союза ежегодно вырабатывается на миллионы рублей кружев. Центры русского кружево-плетения — Вологда и Елец, селения в Кировской области и на Рязанщине. Изумительны по красоте, тонкости работы кружевные занавеси, накидки, покрывала. Художественное ткачество, роспись тканей, вышивка различных видов широко распространены по всему Советскому Союзу.

...За полвека, прошедшие после Великой Октябрьской социалистической революции, возродились давние, уже, казалось бы, забытые народные художественные промыслы, возникли новые производства, уверенно и радостно вошли в жизнь советского народа произведения народных мастеров. Яркие, звучные, высокохудожественные изделия, воплощающие все лучшие качества народного творчества, украшают жизнь советских людей, отражают культурный рост нашей страны.

123[4]5
Оглавление