Site menu:

Краткое содержание журнала

1967 год
В данном журнале размещены статьи, посвященные историческим событиям в области науки, представлены тесты для знатаков, викторины

Географическая летопись

ВЕЧНО МОЛОДОЕ ИСКУССТВО

Ростове-Ярославском жили мастера гравировки и чернения по золоту и серебру, искусства живописной эмали, или финифти. Развитие торговых связей способствовало возникновению промыслов. Серебряные устюжские табакерки, коробочки, флаконы со сценами охоты, аллегорическими поучительными картинками, морскими пейзажами были ходовым товаром. Искусство ювелиров Великого Устюга успешно развивается и в наши дни. Устюжские стопки, бокалы, столовые приборы, браслеты, кольца нашли самое широкое признание.

В Ростове в старину расписывали главным образом кресты, иконы, пластинки для окладов Евангелия. В годы Советской власти перед ростовскими мастерами открылись широчайшие возможности воплотить свое искусство в новых изделиях, предназначенных

для украшения быта. Необычайным спросом пользуются, например, броши. Четкость и яркость эмалевых красок придают особую прелесть пудреницам, коробочкам.

Замечательные мастера из аула Кубачи (Дагестан) искусно украшают кубки, вазы, шкатулки чернью, чеканкой, позолотой, костяными инкрустациями.

Самые различные породы минералов красивых расцветок, пригодные для художественной обработки, есть в Карелии, на Украине, в Закавказье, Средней Азии; сказочно богаты ими Урал и Алтай. В конце прошлого века крестьяне Пермской губернии подметили прекрасные свойства селенита — прозрачно-розового волнистого гипсового камня. За небольшое вознаграждение они стали доставлять его на Екатеринбургскую гранильную фабрику, где из селенита изготовляли тогда каменные ягоды: малину, крыжовник, смородину, делали и различные декоративные вещи. Крестьяне вскоре смекнули, что они и сами могут резать из камня пасхальные яйца, ягоды на продажу. Теперь же различная декоративная скульптура, солонки, пепельницы и другие изделия расходятся по всей стране и за ее пределами.

В годы Советской власти камнерезные промыслы возникли в старинном селе Борнукове (Горьковская область), в Куйбышевской области, Краснодарском крае, Архангельской области. Особенно ценно в изделиях этих мастеров умение «обыграть» свойства камня. Каждая вещь, вышедшая из рук народных умельцев, оригинальна и неповторима, как неповторим рисунок двух кусков камня.

 

Еще в каменном веке из кости изготовлялись различные орудия охоты и рыболовства, предметы домашнего обихода. Эти предметы украшались резьбой, гравировкой, даже скульптурными изображениями... В нашей стране исходным материалом для художественной резьбы послужил «рыбий зуб» — моржовая кость, которую издавна добывали на Севере европейской части страны и на Чукотке. Позднее стали использовать ископаемую мамонтовую кость, которую иногда находят по берегам северных рек и на побережье Ледовитого океана. На родине Ломоносова, в Холмогорах, из кости делают тончайшие, ажурной работы, броши, шпильки, закладки для книг, кубки, вазы, ларцы; на Чукотке и в Тобольске занимаются преимущественно объемной скульптурой.

Моржовой и мамонтовой кости сравнительно немного, и поэтому мастера резьбы в последние годы обратились к цевке — кости крупного рогатого скота. Но и этот «неблагородный» материал народные умельцы делают ценным и красивым, применяя специальные способы отбеливания, шлифовки кости, особые композиционные приемы. Такие новые художественные промыслы возникли в последние годы в Хотькове под Москвой, в Алма-Ате, Семипалатинске. Древнее искусство как бы возродилось к новой жизни.

В последние годы особенно бурно развивается керамика. И это не удивительно: у керамики огромные декоративные возможности для украшения современных интерьеров. Одно из самых крупных керамических производств нашей страны в Гжели (Московская область). Здесь расположены богатейшие залежи огнеупорных и фарфоровых глин. До XVIII века производились в основном глиняная посуда и игрушки. В начале прошлого века начинают осваиваться изделия из фаянса и фарфора. Сейчас здесь несколько производственных артелей, керамический завод.

Процесс изготовления фарфоровых изделий значительно сложнее, чем предметов из гончарных глин. Поэтому большинство художественных производств гончарные

12[3]45
Оглавление